Главная » О кафедре » Новости

Экспедиция в Восточной Монголии

02.10.2025

Сотрудник кафедры биогеографии Инесса Михайловна Микляева приняла участие в Российско-Монгольской комплексной биологической экспедиции.

 Экспедиция была посвящена исследованию современного состояния и продукции степей Монголии, формирующих основной кормовой фонд животноводства. В 2025 году в таких работах использованы материалы дистанционного зондирования с калибровкой алгоритмов данных о структуре и фитомассе растительных сообществ.

В августе 2025 г. мне предложили принять участие в составе Российско-Монгольской комплексной биологической экспедиции в разработке новой для Восточной Монголии темы «Калибровка спутниковых вегетационных индексов по наземным данным о структуре и продукции степей и данным БПЛА». Такие исследования широко используют для оценки состояния агроценозов и лесных массивов, а для степей таких наработок очень мало.

Тема захватывающая, тем более что около 10 лет назад, совместно с Ольгой Васильевной Вахниной, из лаборатории аэрокосмических методов кафедры картографии и информатики, мы выявили в Калужской области связь продукции и структуры лугов со значениями NDVI, полученными при наземном спектрометрировании. Очень хотелось увязать наши результаты со спутниковыми вегетационными индексами, но нас не было к ним доступа.

Биогеографа не может остановить долгий путь к объекту исследований и небольшой сбой ориентировки во времени из-за пятичасовой разницы. Билеты на прямой рейс Москва-Улан-Батор очень дорогие, поэтому, мы летим ночью шесть часов до Улан-Уде, а затем, пересекая границу, едем 579 км на маршрутке до Улан-Батора и, преодолевая дорожные пробки в столице, добираемся до базы экспедиции. Согласовываем с руководством экспедиции маршрут, получаем оборудование, карты, необходимое снаряжение, транспорт, закупаем продукты и едем 500 км до стационара Тумэнцогт в Восточной Монголии.

На стационаре, выбираем несколько тестовых полигонов, различающихся значениями спутниковых вегетационных индексов и, соответственно, характером растительного покрова. Там, где растительный покров менее нарушен выпасом скота, так как используется преимущественно в зимнее время, сохранилась ковыльная степь с доминированием Stipa sibirica, S. krylovii, S. grandis. Полигоны с доминированием Artemisia frigida, формирующей маловидовые сообщества под воздействием значительной пастбищной нагрузки, выделяются голубовато-сизоватым аспектом.

На тестовых полигонах закладываем пробные площади размером 100 м² для детального описания видового состава и структуры сообществ. Так как степная растительность находится под воздействиями выпаса скота и мелких млекопитающих, травостой, даже на пробной площади пятнистый, распределяется неравномерно. Для получения усредненных данных о продукции сообщества, отмечаем в рамках пробной площади участки, различающиеся проективным покрытием, и проводим съемку БПЛА.

Затем, закладываем в намеченных местах учетные площадки, детально описываем структуру, видовой состав фрагментов фитоценозов и берем укосы.

Этот год отличается большим количеством осадков, поэтому растительный покров хорошо развит, скот отлично питается и не только он – отмечен пик численности полевки Брандта, степных орлов, лис и, к нашему неудовольствию – мошки. Мошка поражает веки, кисти рук и другие плохо прикрытые части тела, поэтому приходится надевать защищающую от нее одежду.

Месяц пролетает очень быстро. Впереди, уже в Москве, ожидает нас самое интересное – обработка и анализ материалов, полученных в полевых условиях, уточнение разработанного нами метода и, конечно – планирование продолжения исследований в другом районе, в других степях…

Восточная Монголия запоминается не только напряженной работой. Привлекает разнообразие закатов изменяющийся в зависимости от освещения облик степи и притягивающие к себе, манящие сопки, а ночью – огромные, как бы приближенные к земле созвездия и планеты.

Красива река Керулен с таким быстрым течением, что не совсем уверенных пловцов, вроде меня, относит на несколько километров вниз по течению.

Красиво содовое озеро Гурмийн-Нур с чудесной, как бы шелковой, водой.

К сожалению, мне не удавалось быстро среагировать и заснять самые интересные моменты. Трудно удержаться от нескольких примеров. Едем по степной проселочной дороге. Рядом, в трех метрах, на колонии полевки Брандта сидит лиса – мышкует, учуяв полевку, ждет, когда та покажется из норки. Рядом, всего в 1,5–2-х метрах, садится степной орел. Мы чуть притормозили, чтобы заснять такой редкий кадр, но лиса медленно, оглядываясь, уходит, орел взлетает, а мы едем дальше… В другой раз проезжаем мимо табуна, видим, что примерно в 30 метрах стоит одинокая кобыла. Подъехали чуть ближе, а рядом поднимается крохотный жеребенок. Мы притормозили, приготовили фототехнику, но опять кадр не удался – от табуна на большой скорости с развевающейся черной гривой мчится жеребец. Водитель прибавляет газ – жеребец может помять капот нашей «буханки».

Запомнилась встреча со щитомордником, хорошо, что он оказался юный и не агрессивный, но предупредил нас своим появлением, что нужно осматривать площадку, прежде чем усесться и стричь укос…